Продолжая тему «выживания» традиционных материалов среди современных технологий, начатую в предыдущем номере журнала, нельзя не упомянуть о кирпиче, ведь история этого строительного материала насчитывает уже не одну тысячу лет. Прямоугольные блоки из глины вначале просто высушивали на солнце, а позже стали обжигать в печах, что придавало им особенную прочность. Эта технология не слишком изменилась за прошедшие века, да и кирпич не потерял актуальности, стали другими лишь области и масштабы его применения. Что можно соорудить из кирпича? Как видно на примерах построек, возведенных за долгую историю этого материала, — все что угодно: многоэтажный дом и маленький коттедж, церковь и заводской цех, забор и арочный мост — весь этот спектр сооружений строили из кирпича в прошлом, давнем или не очень. Кое-что, в первую очередь жилые дома, строят и сейчас. Правда, сегодня кирпич используется меньше, чем даже 50 лет назад. Произошло это благодаря развитию технологий. Если еще в конце ХIХ века альтернативой кирпичу были лишь натуральный камень и дерево, а другие технологии только выходили из экспериментальных лабораторий на просторы стройплощадок, то ныне ассортимент методов строительства столь велик, что выбор оптимального для каждого случая решения определяется даже не столько технологическими, сколько экономическими или эстетическими требованиями. Чтобы понять, почему же обладающий множеством достоинств кирпич отошел на периферию строительной индустрии, стоит обратиться к возможностям конкурирующих технологий. Победное шествие железобетонных конструкций, позволяющих сооружать помещения большой высоты и с многометровыми пролетами, практически выдавило кирпич из промышленного строительства. Кирпичные цеха можно увидеть исключительно на фабриках, построенных до середины XX века. Редкие исключения только подчеркивают тенденции. Хотя и железобетон не выдерживает конкуренции при возведении одноэтажных цехов многих современных предприятий (от кондитерских фабрик до автомобильных заводов), где он с успехом заменяется легкими «сэндвичами» из металла и утеплителя. В жилищном строительстве наблюдается похожая картина. Блочные и монолитные постройки занимают большую долю рынка, и она увеличивается, а новых кирпичных многоэтажек возводится относительно мало. Ведь из кирпича проблематично построить здание выше 16–20 этажей — слишком тяжелые получаются конструкции. Малоэтажное строительство, казалось бы, должно быть той областью, где кирпичу всегда рады. Однако и здесь он конкурирует с ячеистыми бетонами (пено- и газобетоном), деревом, разнообразными каркасными конструкциями, которые более технологичны, а следовательно, и дешевле. Дома, возведенные по этим технологиям, меньше весят, а потому требуют не столь глубоко залегающего и дорогого фундамента. Блоки из ячеистого бетона крупнее, и дом из них вырастает быстрее, чем из кирпича. Они хуже проводят тепло, а значит, стены могут быть тоньше. Дома из калиброванного и клееного бруса и вовсе собираются на заводе, где и изготавливаются; при этом тщательно подгоняются детали, после чего дом разбирается, перевозится на стройплощадку, где быстро, буквально за месяц, собирается. Многочисленные варианты технологий с использованием каркаса также позволяют построить дом в короткий срок. За счет уменьшения веса здания, сокращения объема работ, возможности использовать менее квалифицированный труд и сокращения сроков строительства новые материалы и технологии в значительной степени пошатнули позиции кирпича и в загородном домостроении. Работы по ведению кирпичной кладки более трудоемки в сравнении с другими материалами, ведь возводить кирпичные дома приходится, тщательно выкладывая кирпичик за кирпичиком, следя за тем, как выглядят швы. Особенно если не предполагается отделка. Чтобы кладка была качественной, нужны каменщики высокой квалификации и, соответственно, немалые средства. Кроме того, по современным нормам по теплосбережению стена из полнотелого кирпича должна быть около полутора метров толщиной, из пустотелого — 770 мм, а из поризованных крупноформатных кирпичей — 510 мм, если не применять утеплитель. Понятно, что сегодня его применяют всегда — по вездесущим экономическим причинам. Намного проще и выгоднее соорудить стену из ячеистого бетона или каркасных конструкций и снаружи отделать слоем лицевого кирпича, декоративной плитки толщиной с полкирпича, а то и вовсе крупными декоративными панелями, глядящимися как участок кладки. Его используют не только потому, что это оптимальный материал по соотношению цены и качества (кирпичный дом — это надежно, долговечно, экологично), не в силу его уникальных свойств (например, при строительстве печей и каминов), а из-за его красоты, удивительного настроения и ассоциаций, которые вызывают кирпичные стены. Именно поэтому ассортимент облицовочного кирпича, предлагаемый множеством фирм по всему миру, столь велик. Размеры, точнее, соотношение сторон, лицевого кирпича разные: изготавливаются как блоки традиционных пропорций, так и узкие и вытянутые кирпичи. По толщине — от кирпичей нормального размера с красивой поверхностью (как пустотелых, так и полнотелых) до тонких плиток и панелей. Выбор «окраски» богатый — от нежных пастельных тонов до сочных цветов. А поверхность может быть гладкой или фактурной, матовой или блестящей глазурованной. Благодаря широкому разнообразию из этого материала можно выкладывать самые сложные рисунки. Классический и самый гармоничный вариант — это кажущееся хаотичным сочетание кирпичей близких оттенков: например, от светло-оранжевого до коричневого или от белого до желтоватого. Такая пестрота оживит самую скучную стену. Как правило, отделочный кирпич изготавливается по технологии обычного кирпича. Любопытна история этого замечательного материала. В старых печах для обжига кирпичи, которые оказывались ближе к огню, спекались и оплавлялись, а их поверхность темнела, появлялись разводы. Так получалось из-за невозможности тонко регулировать температуру в печи. Пережженный кирпич считался производственным браком и шел в отходы до тех пор, пока на рубеже XIX и XX веков архитекторы не начали использовать его как оригинальный декоративный материал при отделке зданий и мощении дорожек. Любопытно, что старые спекшиеся кирпичи — тот самый брак — сегодня пользуются популярностью у коллекционеров и архитекторов. А в нашем городе старинные кирпичи уже давно стали предметами коллекционирования — ведь каждый заводчик ставил особый штамп, поэтому брикеты имеют свое лицо. Существуют компании, занимающиеся поиском и последующей продажей такого коллекционного кирпича. Причем часто партии оказываются едва ли не промышленных масштабов, и материала бывает достаточно, чтобы оформить вход в здание, участок стены или даже весь дом. Производство современного клинкерного кирпича не отдается на откуп случайным физическим процессам в печи. Он изготавливается из высококачественных глин, которые формуются под давлением и обжигаются при высокой температуре (около 1200°С). Этот материал характеризуется низким водопоглощением, высокими морозостойкостью и прочностью. Клинкерный кирпич — самый долговечный материал для мощения дорожек. Он выпускается в виде как традиционного кирпича, так и плиток самых разных форм. Простой кирпич, в особенности пустотелый, для мощения непригоден — срок жизни такой дорожки будет невелик. А вот «дорожное покрытие» из клинкера с возрастом становится только благороднее. Как и любое сооружение из хорошего кирпича. Собственно, именно по этой причине столь популярны в Европе, Америке и Австралии — в общем, по всему миру — переделки старых промышленных и складских зданий. Старинные постройки, в основном кирпичные, адаптируют под новые функции: торговые и развлекательные центры, офисы и квартиры. Особенно хороши в них получаются лофты — переоборудованные под жилье помещения заброшенных фабрик, складов и даже жилых домов. Лофты возникли в ходе борьбы за сохранение памятников промышленной архитектуры, когда для предотвращения сноса в них поселялись люди. Разумеется, начало положили художники, а затем, как часто бывает, это стало модным среди состоятельных особ. В любом современном городе с некогда развитой промышленностью можно найти отдельные здания или целые кварталы, получившие новые функции. Ярчайший пример — это район верфей Доклендз в Лондоне, где тщательно отреставрированные и переоборудованные под весьма недешевое жилье здания бывших верфей и складов разбавлены новыми офисными башнями. Большая часть Лондона застроена невысокими жилыми домами из красного кирпича. И электростанции впечатляющей архитектуры возводились из этого традиционного материала. Знаменитый музей современного искусства Тэйт Модерн, созданный швейцарцами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном из старой электростанции на берегу Темзы, стал подлинным украшением города. Старый кирпич органично дополнен стеклом, металлом, цветными панелями и прочими изысками современной архитектуры, а громадное пустое чрево здания, превращенное в громадный зал, не просто впечатляет посетителя, а позволяет выставлять крупные экспонаты. Еще одна лондонская электростанция — знаменитая «Баттерси», засветившаяся на обложке одного из альбомов Pink Floyd и во многих фильмах, — скоро тоже преобразится: станет частью футуристического комплекса торговых, общественных и жилых зданий. Реализуется в настоящее время и масштабный проект Хафен-сити — часть бывшего порта в Гамбурге. Те же кирпичные перестроенные пакгаузы, новые постройки среди них и протоки. Правда, если в Лондоне облик района уже можно считать сформировавшимся, то в Гамбурге самые интересные проекты пока в стадии разработки или строительства. Видимо, вдохновившись примером Лондона, власти Гамбурга пригласили Херцога и де Мерона переделать старый портовый пакгауз в филармонию. Строительство еще не закончено, но проект уже стал одним из самых заметных архитектурных явлений нашего времени. Зодчие поместили на старые стены фантастическое стеклянное сооружение, более всего напоминающее айсберг. А пока последнее построенное швейцарским дуэтом здание — «Кайкса форум» в Мад­риде, открывшийся в конце февраля. Это бывшая краснокирпичная электростанция, переоборудованная под культурный центр. Первый этаж здания «вырезан» и там создана открытая площадь у входа в комплекс, над которой «парит» массивная постройка. Над старым зданием возвышаются «горы» из ржавого железа. По контрасту с пустынными терракотовыми тонами на перпендикулярной стене, примыкающей к зданию, разбит вертикальный сад по проекту француза Патрика Блана. Комплекс производит потрясающее впечатление, и можно смело заявить, что в Европе появился еще один архитектурный шедевр. Наверное, именно поэтому такая встреча старины и современности давно взята на вооружение дизайнерами: во многих магазинах, кафе и ресторанах можно увидеть контрастное, но гармоничное сочетание разных элементов декора, прекрасно дополняющих друг друга. Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто — классики архитектуры XX века. Знаменитые Дома прерий Райта стали прообразом тысяч особняков по всему миру. Алвар Аалто в своих постройках сочетал кирпичи разных форм, размеров и оттенков, из простых стен создавая настоящие панно с такой деликатностью, которая прославила финскую школу архитектуры во всем мире. Конечно, число кирпичных зданий относительно количества построек, возведенных из других материалов, уменьшилось, но проверенные веками достоинства кирпича по-прежнему привлекают архитекторов, широко использующих его в своих проектах. И хотя сегодня кирпич стал преимущественно облицовочным материалом, он обрел второе дыхание и убедительно доказывает новым строительным технологиям, что возраст не мешает быть современным. Музей современного искусства Тэйт Модерн, созданный из старой электростанции на берегу Темзы, стал подлинным украшением Лондона Строительство филармонии в Гамбурге еще не закончено, но проект уже стал одним из самых заметных архитектурных явлений нашего времени Кирпич был и остается самым известным строи