Приступая к решению жилищной проблемы, клиенты часто бывают дезориентированы: как среди изобилия предложений на рынке риэлторских услуг определить надежного организатора успешной сделки? Ведь за любым рекламируемым объектом, за каждым конкретным специалистомриэлтором стоит главный партнер клиента по сделке – риэлторская фирма. Именно с нею продавцы и покупатели вступают в договорные отношения. Каким требованиям должна отвечать риэлторская компания, чтобы клиенты остались довольны предоставленными услугами? «Количественный фактор» – численность персонала и стаж фирмы не так уж и важны при оценке ее надежности и успешности. Главное – качество. Многие читатели хорошо помнят советский знак качества – пятигранник, которым отмечались товары высоких потребительских характеристик. Отдавая дань традициям, обозначим пять граней, определяющих качество риэлторского бизнеса. Независимо от того, существует агентство год или десятилетие, насчитывает пятьсот сотрудников или пятнадцать. Сегодня к их услугам – Интернетпорталы и межагентские компьютерные базы данных с десятками тысяч предложений, позволяющие мгновенно подбирать варианты по множеству параметров, оценивать объекты на основе детального маркетинга. Современный агент черпает информацию о рынке не из разговоров с коллегами, он регулярно посещает тематические сайты. Поэтому, становясь клиентом фирмы, активно использующей современные технологии, продавец спокоен: информация о его объекте оперативно распространится среди «продвинутых» профессионалов всего города. А у покупателя сразу появляется весь спектр предложений. Естественно, такой подход требует от фирмы серьезных инвестиций в техническое оснащение. Это стратегия агентств, стремящихся к упрочению своей позиции и деловой репутации. 1. Технологии Современные специалисты не похожи на маклеров минувшей поры, с утра до ночи шуршавших газетными страницами и выписывавших в тетрадочку подходящие варианты. 2. Профподготовка Одной компьютерной грамотности риэлтору недостаточно, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним задачами. «Продвинутые» фирмы уделяют большое внимание профессиональной подготовке кадров. Тем более что на смену лицензированию, отмененному в 2002 году, пришла добровольная общественная сертификация. В системе Госстандарта зарегистрированы требования, которым должно отвечать агентство, претендующее на высокую оценку качества предоставляемых им услуг. Утверждена программа обучения, гарантирующая уровень профессиональной эрудиции риэлторов. С каждым годом количество таких фирм растет. Но не только из-за сертификата ряд агентств уделяет обучению сотрудников повышенное внимание – слишком много в работе и имидже компании зависит от квалификации каждого исполнителя. Один невежда безграмотными действиями может легко подорвать реноме авторитетного агентства. 3. Инфраструктура Как правило, ситуация, когда агент и швец, и жнец, и на дуде игрец, не характеризует фирму с лучшей стороны, даже если непосредственный представитель ваших интересов – опытный специалист. Компания старается обеспечить клиента возможностью подробно проконсультироваться у юриста и нотариуса. Организацией такого ответственного этапа, как взаиморасчеты, должен ведать не агент, а специалист, имеющий опыт работы с банковскими структурами, – сотрудник эскро-службы или менеджер по операциям с недвижимостью. «Раскрученные» риэлторские фирмы обычно реализуют целый ряд направлений работы на рынке недвижимости. Так что не пожалейте времени на знакомство со структурой агентства. И вы поймете, имеете ли вы дело с компанией, вкладывающей силы и средства в развитие и поддержание профессионального уровня, или с агентством-однодневкой, будущее которого под большим вопросом. 4. Спектр услуг При самом горячем желании риэлторская фирма не всегда может проверить «юридическую чистоту» прав на квартиру (множество сведений из паспортных служб, различных диспансеров и др. относится к категории закрытых). Поэтому в сложных случаях целесообразно подключать страховую компанию – чтобы застраховать титул (право собственности) нового владельца от риска утраты. Серьезные агентства не только привлекают страховые компании к обслуживанию клиентов, но и страхуют собственную профессиональную ответственность. В случае ошибки сотрудника клиент получит компенсацию ущерба от страховщиков. Также риэлторы могут помочь клиенту организовать экспертизу инженерно-технического состояния объекта недвижимости, составление и утверждение проекта перепланировки, перевести объект в нежилой фонд. Настоящие профессионалы решают проблемы своих клиентов в комплексе. 5. Дела общественные Многие «продвинутые» фирмы активно участвуют в деятельности общественных организаций. Например, Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, существующей в Северной столице с 1993 года. Если такая компания нарушит профессиональные стандарты, к ней будут применены строгие меры. В офисах многих агентств выставлены сертификаты, дипломы, грамоты – дополнительные свидетельства положительного профессионального имиджа. Список критериев, по которым можно оценить уровень надежности и профессионализма фирм, был бы неполон без внимательного отношения и доброжелательности сотрудников. Важно, чтобы профессиональный уровень и человеческие качества специалистов гармонично дополняли друг друга во благо клиентов любого агентства – большого или маленького, ветерана или новичка.