Есть у меня две подруги детства. Они сестры-двойняшки, родившиеся под знаком Близнецов. Когда мы собираемся вместе, они наперебой что-то тараторят, придумывают, привирают-сочиняют. Я устаю от них двоих больше, чем от целой оравы гостей. Если не больше. И самое главное – спорщицы ужасные. А так как они теперь девушки замужние и видятся редко, то свое ток-шоу вечно затевают у меня дома. Недавно они сделали в своих квартирах ремонт, и по совету каких-то знакомых украсили потолки и стены лепниной. Некоторое время спустя они завернули ко мне на огонек. «Огонек» мы жгли буквально до трех часов ночи. Потому что подробнейший рассказ о карнизах с лепным орнаментом (иначе это называется потолочный плинтус), розетках (гипсовый орнамент вокруг люстры) и лепных украшениях для стен – консолях (декоративные выступы), о всевозможных профилях (это такие рейки разных размеров и форм со стилизованными растительными элементами) плавно перетек в яростную полемику о том, какая лепнина лучше. В Полининой квартире красовалась классическая гипсовая. Катин ультрамодный интерьер украшали розетки, карнизы и даже колонна из пластика. Здесь мне надо отвлечься от подружек и сообщить вам, дорогие читатели, что сегодня существует два вида лепнины – гипсовая (как в музеях) и современная пластиковая. Немного истории Полина сказала, что, по ее сведениям, лепной декор – это фасад, «вывернутый наизнанку», то есть как бы перенесенный с улицы внутрь помещения. Изначально лепнина носила чисто утилитарный характер – например, колонны поддерживали крышу, чтобы она не рухнула. Затем эти конструкции стали украшать – покрывать орнаментом и что-то там еще придумывать. В эпоху Возрождения средневековый народ осенило: а почему бы карнизами, колоннами и прочими штуками не украсить интерьер?! Ведь большая ровная стена или огромный потолок угнетают, действуют на психику (с чем я лично не согласна – мне бы их проблемы, на мою психику сегодня действуют совсем другие факторы). Но специалисты считали, что лучше украсить жилище затейливыми завитками из дерева или гипса. – Так что, – подвела итог наша «гидша», – гипс – традиционный материал, проверенный веками. Но и сейчас он пользуется большой популярностью. – Да брось ты! Я читала, что гипс со временем крошится и сыплется прямо на голову, – не согласилась Катя. – Ну не знаю, где ты это читала. Лично я ничего такого не слышала и на голову мне ничего не сыплется, – обиделась Полина. – Вот увидишь, еще все впереди, – утешила добрая сестрица. Гипс Далее последовал пространный технический ликбез, что же такое гипс, а потом Полина в красках описала процесс изготовления лепнины. Всех этих знаний она нахваталась, пообщавшись с продавцами и строителями. Оказывается, гипс – это природный минерал (в переводе с греческого – мел, известь). Его обжигают, измельчают и делают гипсовый порошок. Если гипсовая лепнина крошится и быстро приходит в негодность, значит, кто-то решил сэкономить, подмешав в гипсовый порошок какое-нибудь «инородное» вещество. Раньше такой проблемы вообще не существовало: ведь гипсовых дел мастеров в Москве было не так уж много. И все они отоваривались у одной бабульки, жившей на Трубной. О ее гипсе слагались легенды. А к кому обратиться сегодня, чтобы не надули? Как разобраться в современном гипсе? В принципе разобраться в этом могут только профессионалы, а нам, покупателям, остается верить им на слово. И все же вот несколько нужных подробностей. Прежде чем начинать что-то лепить, гипсовый порошок нужно разбавить водой. Говорят, это целое искусство. Здесь требуется строгое соблюдение пропорций. Начинающий гипсовых дел мастер обычно пользуется мерными стаканчиками и ложечками с насечками и цифрами. А вот истинный профессионал может разбавить порошок не только на глаз, но даже на слух: если заставить его размешивать раствор с завязанными глазами, он по бульканью определит, достаточно ли гипсового порошка засыпано в ведро с водой. Итак, «гипсовое тесто» сделано. Можно начинать работать. Но как? Существует два способа изготовления изделий: можно залить гипс в форму или воспользоваться методом «протяжки». Готовим гипсовый куличик Современные формы рассчитаны примерно на 2000 заливок. Именно такое количество раз вы будете получать четкий рисунок, такой, какой задуман. Гипс заливают в эти формы, потом несколько раз встряхивают их – чтобы, не дай Бог, не осталось пузырьков, из которых потом могут образоваться дырки, как в швейцарском сыре. Потом нужно подождать, пока гипс схватится – на это уходит, как правило, 3–10 минут, в зависимости от качества материала. Имейте в виду, плохой гипс схватывается дольше. Кстати, когда гипс твердеет, он становиться теплым, как батареи зимой. Метод заливки используют в тех случаях, когда нужно сделать небольшие по размеру изделия со всякими виньеточками и загогулинками. Если вы хотите «сваять» что-нибудь скромненькое, без затей, излишеств и «наворотов», лучше воспользоваться методом «протяжки». Это тоже ручная работа. Выполняется она так: в начале из тонкого стального листа изготавливают шаблон-скребок с нужным рисунком. Дальше лепят длинную гипсовую колбаску. Мастер берет скребок и проводит им по этой колбаске, снимая излишки. Вжик! – и колбаска превратилась в рельефный плинтус. В этом деле нужна предельная отточенность движений и максимум концентрации. Поэтому нельзя отвлекаться на посторонние мысли и переживания, и производить гипсовые работы лучше на трезвую голову. (С другой стороны, все работы лучше делать без «пол-литры».) Иначе одно неверное движение – и ваши «художества» отправляются в «отвал». Предположим, все прошло удачно. Теперь готовые формы нужно положить сушиться, обязательно на ровную поверхность, чтобы гипс не деформировался. Именно поэтому стеллажи, на которых гипс доходит до «кондиции», обычно стеклянные – эта поверхность считается самой гладкой. Затем уже высушенные изделия вручную подчищают и подклеивают, чтобы не было ни малейших изъянов. Теперь о цене. Несмотря на трудоемкость работы, цены на гипсовые изделия не очень высокие: карниз в среднем стоит от 5 до 40$ за погонный метр. Цена зависит от ширины карниза и сложности рисунка. Крепление лепнины из гипса «Ну, это все понятно, – не унималась Катя, – никто и не спорит, что гипсовая лепнина смотрится красиво, а стоит дешевле, чем пластик. (По поводу «никто не спорит», так это была, скорее, фигура речи, потому что спорили они уже часа полтора.) Но я не понимаю, как этот гипс прикрепить. Он ведь ужасно тяжелый, да к тому же хрупкий – разбить-расколоть его пара пустяков. Представляю, какую у тебя в квартире грязь развели, когда все эти украшения лепили! Просто мрак. И вообще, как ты можешь спокойно спать, когда у тебя над головой висит такая «дура» (имелась в виду лепная розетка)?» Полина надулась и разразилась новой тирадой. Она сообщила, что установка гипсовой лепнины – дело, безусловно, ответственное. Чтобы она не висела над головой «дамокловым мечом», нужно, чтобы этим делом занимались профессионалы. Надо сказать, как девушка экономная, она поначалу было решила проводить лепные работы самостоятельно. Но муж отговорил: лучше подороже заплатить (крепежные работы стоят в среднем 75–200% от суммы заказа), но зато потом спать спокойно. Мастера выполнили работу качественно: надежно приклеили и привинтили каждый карниз и розетку, все шовчики замазали и даже высокохудожественно покрасили под мрамор и гранит. Кстати, красить гипс можно любой краской, но предварительно его нужно загрунтовать. «Так что, – подвела она итог, – изготовление лепнины из гипса – дело творческое. Ведь гипс – он же «живой», в него столько души вложено. Когда мы заказывали лепнину, к нам дизайнеры приехали на дом, все посмотрели, измерили, посоветовали, что лучше выбрать и даже придумали карниз специальной формы, который отлично сочетается с нашей мебелью. А кто тебе изготовит пластиковую «лепнину» на заказ? Это же конвейер, массовое производство. Мне даже кто-то говорил, что изначально пластиковую лепнину использовали для декораций. А вот гипс трогаешь и понимаешь – вещь!» Я слушала одну и соглашалась, что да, гипс – это действительно «вещь». Потом слушала воззвания другой сестры и тоже соглашалась. «Чего его трогать, – думала я, – а главное как, если он на потолке?» Тем более что Катя тоже была очень убедительна. А рассказала она следующее. Пластиковая лепнина, или Пенополиуретан Выяснилось, что пластиковая «лепнина» изготавливается из полиуретановой пены, «запеченной» в форме (тут у меня возникли некие кулинарные ассоциации: я вспомнила о своем любимом пирожном «безе» и сглотнула слюну). Потом эту «лепнину» обычно покрывают пленкой и белой акриловой грунтовкой. Изделиям из пенополиуретана не страшны ни огонь, ни вода, ни медные трубы: они начинают плавиться только при температуре 3000С, не размокают от воды (их можно мыть и устанавливать в ванной), не впитывают запахи и не собирают пыль. Правда, стоит пенополиуретан недешево: например, карниз в среднем обойдется от 7 до 60$ за погонный метр. Так дорого, потому что при изготовлении, как правило, получается много производственного брака (в первую очередь непредусмотренные ямки и углубления). Так что при покупке украшений из полиуретана смотрите внимательно: если выбираете, например, карнизы, надо проследить, чтобы рисунок не «скакал» и был ровным по всей длине. Иначе потом замучаетесь, когда будете стыковать края. Крепление пенополиуретановой «лепнины» Зато крепить пластиковую «лепнину» гораздо проще и дешевле, чем гипсовую. Пенополиуретан – материал прочный, легкий и не крошится. В принципе можете прилепить выбранные вами кренделя самостоятельно. Главное в этом деле – не жалеть клея. Поэтому не скупитесь и щедро намазывайте клей по всей длине карниза, и еще (для верности) закрепите в нескольких местах шурупчиками, их потом хорошо бы закрасить. Но не пугайтесь – на 100 погонных метров карниза у вас уйдет не больше 0,5 литра клея. Да, и вот еще что. Карнизы нужно клеить только на ровные сухие стены и потолок: пластиковая «лепнина» не скрадывает изъяны стен, а наоборот, имеет подлую особенность еще и подчеркивать их. Теперь о технологии работы. Обычно сначала клеится карниз, а потом обои, но можно сделать и наоборот. Затем стыки карнизов или профилей склеивают, швы затирают и шкурят, а потом все изделие штукатурят и красят. «Предупреждаю! – Катерина сделала страшные глаза и выдержала драматическую паузу. – Краски, которые вы используете, не должны содержать растворителей! Иначе ваши карнизы, как в фильме ужасов, расплавятся и, шипя, стекут с потолка. Я представила себе эту душераздирающую сцену и содрогнулась. «Нет, ну их! Не буду покупать», – решила я, но, спохватившись, что мне, собственно, никто никакой лепнины не предлагал, да и клеить мне ее пока некуда – живем вчетвером в двухкомнатной «распашонке», – сразу успокоилась и стала слушать дальше. – Если вам обязательно нужно изогнуть полиуретановый профиль или карниз, сделайте на нем несколько надпилов. Но поскольку занятие это довольно муторное, проще заказать профили из очень пластичного материала – флекса. Правда, стоит он ровно в два раза дороже, чем пенополиуретан, но зато из него можно хоть узлы вязать. Еще один важный момент. Не спешите крепить полиуретановую «лепнину», оставьте ее в покое хотя бы на 24 часа, чтобы она «свыклась» с климатом вашего помещения. А то некоторые нетерпеливые товарищи, придя с двадцатиградусного мороза и горя желанием поскорее украсить свое жилище, принимаются за работу сразу же. А потом удивляются, что это их карнизы и розетки как-то скособочились и есть опасность, что того и гляди отвалятся! Что касается однообразия ассортимента пластиковой «лепнины», – Катя выразительно посмотрела на сестру, – то тут я категорически не согласна. Мне, например, хватило его с лихвой. Зато мой дом не напоминает пропахший нафталином музей, как твой. Кухню я вообще отделала в стиле «кантри», купив потолочные балки из полиуретана под сруб дерева. Получилось великолепно. Такая балка сечением 17 х 19 с