В тяжелый период столичные компании столкнулись с необходимостью экономить. Сегодня они стали более предусмотрительно относиться к расходам, особенно к арендным платежам. Среди основных антикризисных задач появилась еще одна: сохранить функциональность офиса и комфортность рабочих мест на небольшой площади. По аналитическим оценкам экспертов рынка коммерческой недвижимости, только осенью 2008 г. цены и арендные ставки снизились на 25-40%, а в 2009 году она может подешеветь еще на 20-40%. В последнем квартале спрос на офисы значительно сократился. «На рынке аренды в октябре 2008 года также резко увеличилась суммарная площадь экспонируемых объектов – на 57% по сравнению с сентябрем, а в ноябре она возросла еще на 6%, – говорит Денис Колокольников, генеральный директор компании RRG (консалтинг в сфере коммерческой недвижимости). – С октября началось уменьшение цен и в сегменте аренды, и в сегменте продажи. За октябрь снижение цены предложения на рынке купли-продажи составило 2,6%, за ноябрь она снизилась еще на 2,3% до значения $6313 за кв. м. Средняя арендная ставка в конце осени по сравнению с докризисными летними месяцами оказалась ниже на 19%». Ситуация связана с тем, что многие компании в виде антикризисных мер сократили штат сотрудников, а также стали более взвешенно подходить к вопросу использования офисного метража. Некоторые решили выживать в кризисе с помощью радикальных мер: переезда в помещение меньшей площади или сокращения размеров собственного помещения, сдав излишки в субаренду. «Эта тенденция отразилась на организации пространства, – говорит Александр Бандуркин, партнер компании «Астарта престиж», производителя систем перегородок. – Клиенты стремятся планировать офисы более компактно, при этом сохраняя количество рабочих мест и функциональные зоны». В тесноте, да не в обиде Из-за высоких арендных ставок коммерческой недвижимости российские компании и ранее не отличались расточительностью в вопросах использования площадей. Однако, чтобы произвести впечатление на клиентов и партнеров, под зону ресепшн все чаще отводили просторные помещения. При этом отделка также должна была удивить посетителя дороговизной и стилем. Кризис заставляет пересматривать ориентиры. Например, компании-аутсорсеры – PR-агентства, тренинговые, консалтинговые фирмы – в планировке вообще могут отказаться от фронт-офиса. «В основном мы проводим выездные встречи на территории заказчика. Так удобнее обеим сторонам: клиент не отвлекается от своей работы, а наши менеджеры имеют наглядное представление о деятельности компании-партнера, – говорит Сергей Пархоменко, генеральный директор PR-агентства Идеи&Решения. – Для гостей в офисе есть приватная зона, где можно побеседовать и попить чаю». Отказаться от приемной директора – рациональный шаг для многих организаций. Помощника может заменить секретарь с ресепшн, там же могут подождать гости руководителя. Залы для брифингов, переговоров и семинаров, которые тоже являются частью фронт-офиса, можно заменить одним помещением с многофункциональной мебелью. Она за несколько минут изменит планировку под нужное мероприятие. «Если переговорную комнату разместить рядом с кабинетом руководителя и установить между ними раздвижную систему перегородок, то изменяться сможет не только назначение, но и площадь помещения, – поясняет эксперт «Астарта престиж». – Подобным образом могут разделяться также две маленькие переговорные или переговорная и зона отдыха». Однако такие компании, как банки, страховые фирмы, клиники, ни при каких обстоятельствах не пожертвуют клиентской зоной. Комфортный зал ожидания для них – залог удобства посетителей, а значит, эффективной работы. В этом случае оптимизировать стремятся рабочую зону. В пример можно привести фитнес-центры, где клиентская зона – тренажерный или спортивный залы. Помещения для сотрудников здесь могут быть совсем небольшие. «Кабинет для менеджеров у нас всего 8 квадратных метров, в нем – шесть рабочих мест для девяти человек, – говорит Денис Дёмочкин, представитель спортцентра «Zebra-fitness». – Они работают по сменам, места хватает всем. Площадь занимают только столы и тумбочки, для документов и личных вещей используем навесные полки». Во многих случаях эффективнее отказаться от кабинетной системы и разместить сотрудников в открытом пространстве. Однако его тоже необходимо использовать рационально. «Бывает, что рабочие места расположены по принципу «сколько поместилось мебели», поэтому много квадратных метров простаивает под шкафами и тумбами, – считает Алена Филинова. – Сокращение площади в таком случае особо не притеснит сотрудников, но принесет выгоду руководству». Если изначально помещение не разбито на кабинеты, то делать это с помощью капитальных стен, проводя ремонт, по мнению экспертов «Астарта престиж», не стоит. «Если использовать мобильные перегородки, то можно в доступном исполнении создать отдельные кабинеты для менеджеров, – поясняет Александр Бандуркин. – При этом конструкции высотой 2 метра не нарушают принцип открытой планировки и позволяют использовать единую систему вентиляции и кондиционирования в помещении». Безусловно, сокращение рабочего пространства компаний – это вынужденная мера. Но психологи отмечают ряд преимуществ компактных офисов перед масштабными. «В небольших фирмах зачастую выше сплоченность коллектива, крепкий командный дух, положительная атмосфера, целеустремленность сотрудников, ориентация на результат», – считает психолог-тренер Андрей Мамонтов. Компактный open space позволяет всем сотрудникам быть в курсе происходящих событий, особенно если идет работа над общим проектом. Переговорная смежная с кабинетом руководителя – это не только постоянный контроль, но и необходимая помощь в ответственный момент. Навесные полки вместо шкафов и тумбочек позволяют нужным документам быть на расстоянии вытянутой руки и экономить как минимум 20 рабочих минут в день на хождение по офису. Оптимизируя офисное пространство, можно параллельно найти эффективные решения перераспределения функционала сотрудников. Например, вместо личного помощника директора можно взять еще одного менеджера, а задачи первого переложить на секретаря. «Небольшой офис скорее непривычно, чем плохо, – считает Алена Филинова. – Отсутствие кухни, например, – это возможность прогуляться в обеденный перерыв, попробовать блюда разных ресторанов, лучше узнать район». Также психологи рекомендуют пятиминутки «кофе-брейков» проводить стоя с чашками. За это время можно снять стресс, быстро обменяться оперативной информацией, проблемами и даже найти неожиданное решение. Светлана Топал, эксперт компании «