Понятие быстровозводимых зданий на основе металлоконструкций включает в себя достаточно широкий спектр БВЗ, общими характеристиками которых является наличие металлического каркаса в своей основе, состоящего из поперечных рам и продольных прогонов. Рама представляет собой систему колонн и ферм (либо балок). Шаг рам обычно составляет 6 м. Рамы каркаса могут иметь несколько пролетов и этажей. Прогоны, предназначенные для крепления к силовому каркасу здания ограждающих конструкций, могут быть деревянными (брус хвойных пород) и металлическими (стальной профиль). Деревянные прогоны пропитываются антисептиком и используются в зданиях небольших пролетов с шагом колонн 3 м. Стальные прогоны применяются при строительстве зданий с шагом колонн, равному 3 и 6 м в стандарте. Они представляют собой прокатный двутавр, швеллер или гнутый швеллер. Крепление прогонов к силовому каркасу может быть болтовое или сварочное. В качестве обшивки обычно используются сэндвич-панели или профилированный лист. К настоящему моменту наиболее частыми конструктивными решениями при строительстве БВЗ является использование сварных балок постоянных и переменных сечений в несущих конструкциях, а также тонколистового профилированного металла (гофробалок, холодногнутых оцинкованных профилей и др.) в системе прогонов и ограждений. Сооружения подобного типа характеризуются меньшей металлоемкостью в сравнении с традиционным строительством на основе горячекатаных металлоконструкций. Отдельным сегментом рынка является строительство полнокомплектных зданий на основе ЛМК (легких металлоконструкций). К данной категории относятся здания, система кровельных и стеновых прогонов которых выполнена из оцинкованных стальных холодногнутых профилей. В качестве ограждающих конструкций применяется профилированный лист из оцинкованной и окрашенной листовой стали. Ярким примером полнокомплектных зданий на основе ЛМК являются здания системы "Спайдер" (Ruukki, Калужская обл.), Astronet (Астрон Билдингс, Ярославская обл.). Ширина быстровозводимых зданий может достигать в один пролет (без промежуточных колонн) – до 100 м, несколько пролетов – до 120 и более метров. Для полнокомплектных зданий из ЛМК стандартной шириной пролета являются 18, 24 и 30 м. К числу наиболее распространенных сфер использования БВЗ относятся складские и промышленные объекты, торговые, офисные или административные здания, спортивные комплексы и многое другое. Общий объем строительства БВЗ на металлокаркасе, по оценке Research.Techart, составил в 2008 г. около 14 000 – 15 000 тыс. кв.м, из которых около 1300-1400 тыс. кв.м. пришлось на долю полнокомплектных зданий на основе ЛМК. По сравнению с предыдущим периодом рынок вырос на 15-20%. В денежном выражении при ориентировочной стоимости комплекта БВЗ в "теплом исполнении" (в качестве обшивки используются сэндвич-панели заводской готовности) в 5000 руб./кв.м площади здания, объем потребления оценивается в 70-75 млрд. рублей (2.3-2.5 млрд. долларов). Доля импорта в совокупном потреблении БВЗ не превышает 2%1. Преимущественную часть поставок занимают здания на основе ЛМК комплектной поставки. Экспорт БВЗ из России не слишком велик: по итогам 2008 г. он составил всего 16.8 тыс.т. Основными внешними потребителями российских БВЗ стали Казахстан, Таджикистан, Азербайджан и другие страны Средней Азии. Российские производители. Технологии К настоящему момент на российском рынке представлено около 100 крупных и средних компаний, заявляющих о возможности изготовления БВЗ на основе традиционных и легких металлоконструкций. Распространенной практикой на рынке является предложение одновременно нескольких технологий строительства быстровозводимых зданий. В частности, более одной технологии предлагают около 65% всех участников рынка. Распределение российских производителей БВЗ в зависимости от декларируемой технологии строительства выглядит следующим образом (здесь и далее указан % от общего числа производителей БВЗ, занесенных в базу данных Research.Techart; общая выборка – 98 компаний; одна компания может использовать более одной технологии): строительство зданий, где в качестве прогонов используются холодногнутые оцинкованные профили — 50%; строительство полнокомплектных зданий на основе ЛМК — 49%. Кроме того, около 4% участников рынка БВЗ предлагают дополнительно технологию строительства ЛСТК (объектов жилой и коммерческой недвижимости на основе оцинкованных тонкостенных профилей с креплением саморезами, минеральным утеплителем и обшивкой из древесных плит), 21% - строительство модульных зданий. К числу лидеров рынка с точки зрения разнообразия конструктивных возможностей по строительству БВЗ можно отнести ООО "ЗМК Венталл", ЗАО "Завод модульных конструкций Магнум", ОАО "Концерн Стальконструкция", ГК "Маяк", ОАО "Орский ЗМК" и др. Российские производители. Производственные мощности 1) Крупные компании с производственными мощностями свыше 40 тыс. тонн металлоконструкций. Эту группу в большей степени составляют производственные предприятия, созданные еще в советские времена. Заводы национального масштаба в большей степени ориентированы на рынок центральной части России и Урала. Крупнейшие и знаковые заказы на рынке в первую очередь поступают на эти заводы. Представители группы2: ЗАО "Челябинский ЗМК", ООО "Ружена", ОАО "Мегетский ЗМК", ООО "Нижнетагильский ЗМК", ОАО "Волжский ЗМК", ООО "ЗМК Венталл" и др. 2) Крупные региональные производители, работающие на местном рынке. Производственные мощности таких компаний составляют от 10 до 40 тыс. тонн металлоконструкций в год. Представители группы: ООО "Аркаим-Металлконструкция", ОАО "Уральский ЗМК", ЗАО "Завод ПСК", ООО "ПСК Пулково", ГК "Маяк", ООО "Фирма Метаком" и др. 3) Малые производители, чьи производственные мощности не превышают 10 тыс. тонн МК в год. Эти компании, как правило, не могут составить серьезной конкуренции крупным и средним производителям при объемных заказах из-за растянутых сроков производства. Представители группы: ОАО "Спецконструкция", ООО "ПСФ Сталькон", ООО "Стальные и алюминиевые конструкции", ООО "Стройпромет" и др. Российские производители. Регионы производства Большая часть производителей, согласно данным Research.Techart, расположена в Центральном и Приволжском федеральных округах. Распределение компаний по отдельным регионам представлено на следующей диаграмме. Рисунок 1. Распределение производителей строительных МК по отдельным регионам (источник: база данных Research.Techart) По одному производителю также представлено в Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Владимирской, Кировской, Липецкой, Курганской, Омской, Оренбургской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Ульяновской, Свердловской, Кемеровской областях, Пермском крае, Республиках Татарстан и Чувашия. Российские производители. Ассортимент Основная продукция российских производителей – несущие и ограждающие металлические конструкции и быстровозводимые здания и сооружения различного назначения, изготавливаемые по типовым и специальным проектам. Дополнительной продукцией производителей являются ограждающие металлические конструкции и металлопродукцию: лестницы и ограждения, нестандартные металлоконструкции, металлические ворота, опоры связи и антенные опоры, различные металлоформы, емкости и резервуары, молниеотводы, порталы, эстакады и галереи, градирни. Кроме несущих металлических конструкций (каркас здания), ограждающие конструкции (профлист, сэндвич-панели) выпускают около 44% производителей БВЗ. Примерно 28% изготавливают также окна, двери и ворота. Около 20 производителей предлагают готовые (типовые) проектные решения для изготовления быстровозводимых зданий. Типовые проекты ориентированы, как правило, на определенную сферу использования. Наиболее распространены типовые здания производственного и сельскохозяйственного назначения, физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК). Таблица 1. Ассортимент некоторых типовых проектов БВЗ российских производителей (источник: база данных Research.Techart) большинство производителей (более 83%) включают в комплекс своих услуг разработку проекта здания либо предоставление готового проекта, разработанного сторонней организацией; о гарантийном и послегарантийном обслуживании зданий заявляют пока только 10% производителей. Российские производители. Сбыт Продажи БВЗ крупные российские компании осуществляют через собственные офисы и филиалы, а также через партнеров – строительные компании. У некоторых предприятий со строительными фирмами оформлены официальные дилерские отношения. Мелкие производители металлоконструкций обычно сбывают свою продукцию в своем регионе прямыми продажами. О наличии собственной дилерской сети заявляют не более 10% компаний. Наиболее показательны примеры: "Астрон Билдингс", "ЗМК Венталл", "Завод модульных конструкций Техлайн", "ПК Веста", "ПСК Пулково". Развитую региональную сеть собственных отделов продаж имеет "ГК Маяк", "Трест Уралстальконструкция" и "Самарский завод Электрощит – Стройиндустрия". Рынок быстровозводимых зданий характеризуется обширной географией сбыта независимо от места расположения производственных мощностей. В целом по всей территории России здания собственного производства монтируют около четверти производителей комплектов – в основном крупные и средние компании с известным брендом из Центральной России и с Урала. В общем случае российские производители предлагают БВЗ для широкого спектра отраслей. Наиболее распространено изготовление зданий производственного назначения, включающих в себя промышленные, торговые и складские помещения. Вместе с тем можно выделить ряд направлений, на которых специализируется существенно более узкий круг игроков: здания для месторождений нефти и газа – предлагают 12 производителей. Российские производители. Цены По оценкам участников рынка, к настоящему моменту в отношении БВЗ достигнуто оптимальное соотношение "цена-срок выполнения заказа-качество". При этом ценовая конкуренция наблюдается не столько между БВЗ и традиционными технологиями строительства, сколько между различными проектами непосредственно быстровозводимых зданий. Ценовой диапазон на БВЗ (однопролетное, площадь - ~1000 кв.м.): "холодное" исполнение — 2700 — 3900 руб./кв.м.; "теплое" исполнение — 3500 — 7200 руб./кв.м. Цены на схожие комплекты БВЗ у разных производителей в пределах одного региона отличаются на 60-70%. Собственно стоимость комплекта БВЗ в общем объеме затрат на строительство здания составляет только 55%, поэтому производители, уступающие в цене комплекта, могут предложить ряд дополнительных услуг и сделать скидку в случае заказа полной комплектации объекта. Российские производители. Конкурентные преимущества Основные конкурентные преимущества и факторы, способствующие успеху на рынке БВЗ, по мнению аналитиков Research.Techart, заключаются в следующем: комплексный подход в работе с заказчиком и гибкость в отношениях: собственное производство металлоконструкций, ограждающих конструкций, ворот, дверей, окон; оказание услуг по доставке комплекта, монтажу и отделке "под ключ" силами собственных или партнерских организаций (развитие маркетинговых альянсов); адаптация под специальные требования и пожелания заказчиков; ориентация на потребителей и тенденции потребления, разработка типовых комплектов зданий для использования в конкретной сфере (склады, сельское хозяйство, промышленность, спортивные сооружения); инвестиции в инновации: создание и продвижение на рынок более эффективных систем (сварные балки, гофробалки, холодногнутые оцинкованные стальные профили и их системы); квалификация персонала: наиболее важный фактор – наличие опытных проектировщиков и конструкторов (наиболее высокооплачиваемые ИТР предприятия), постоянный процесс обучения и повышения квалификации; отлаженная система устранения брака, послепродажных консультаций, шефмонтажа; наличие механизма обратной связи с целью выяснения ну